Взаимоотношения продавца и покупателя - тема непростая. Попробуем ее упростить, дав разъяснения по теме: Права покупателя и права продавца.
Уже сама формулировка содержит в себе противоречие, заложенное самой системой законодательства.
Права покупателя (физического лица!) защищает ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Этот же закон определяет обязанности продавца по отношению к покупателю. Так, покупатель имеет право потребовать гарантийного ремонта или произвести возврат купленного товара, даже не предъявив товарный чек на покупку. При этом бремя доказывания того, что товар куплен в другом месте, лежит на продавце. Это и многие другие положения Закона породили целое явление в торговле, получившее название «потребительский экстремизм», в основе которого лежит злоупотребление правами потребителя. Вот такая штука!
Но покупатель не всегда знает вот о чем: продавец в своей деятельности руководствуется не только ЗоЗПП, но и Правилами торговли, Правилами продажи отдельных видов товаров, Гражданским кодексом РФ и другими законами и постановлениями.
И, зачастую, названные законы вступают в противоречие с ЗоЗПП и не позволяют однозначно истолковать событие.
Например, обеспечение гарантийных обязательств продавцом.
Внимательно прочтите следующий абзац!
Согласно пункта 51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.1998 г. № 55, при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). В стандартном, самом распространенном варианте, гарантийный талон в руководстве по эксплуатации сложного технического товара предоставляет покупателю право обратится к продавцу за устранением неисправности. Гарантия имеет силу, если гарантийный талон правильно/четко заполнен и в нем указаны: наименование и модель изделия, его серийный номер, дата продажи, а также имеется подпись уполномоченного лица и штамп продавца. Покупатель предупреждается, что в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.1998 г. № 55, указанный товар относится к технически сложным товарам.
Учитывая, что закон возлагает ответственность на продавца за недостатки, обнаруженные в проданном им товаре, технический паспорт и гарантийный талон, являются документами, подтверждающими, что именно этот товар с конкретными серийными номерами, индивидуализирующими товар, был куплен у конкретного продавца, и, в свою очередь, подтверждает право покупателя требовать устранения недостатков товара либо расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств в случае существенного недостатка товара.
Следовательно, при получении покупки вы должны потребовать от продавца руководство пользователя или технический паспорт с гарантийным талоном, заполненным надлежащим образом.
Не забывайте, что покупка технически сложного товара по умолчанию подразумевает предоставление данных документов! И сослаться на их отсутствие в случае возникновения поломки вы не сможете. Читайте по теме также Правильное оформление покупки